Страницы

Уральские самоцветы над Кремлём

 Их было четыре. Они блестели высоко в небе, над древними башнями, как секира палача.
Самый древний из них был тот, что топорщил когда-то крылья над Спасской башней, Он был посажен туда ещё в начале XVII века, по указу первого из Романовых - Михаила. Его выточили из дерева и обили листовым железом.
Второй из Романовых, "тишайший" царь Алексей, воевавший всю жизнь, потопивший в крови разинское восстание, тоже в конце XVII века, посадил орла на верхушку Троицкой башни. Орёл был деревянный, ибо "тишайший" нуждался в меди для пушек и для денег на военные расходы.
Оба эти древние орла не дожили до нашего времени. Орёл над Спасской башней обрушился при пожаре Кремля в 1633 году и был заменён новым, склёпанным из медных листов. Деревянный орёл над Троицкой башней одряхлел, и двести лет спустя, при Александре II, был заменён также медным орлом. Он обошёлся казне в 4589 рублей, а за подвеску его уплачено... два целковых.
Орёл на Никольской башне подвешен по рескрипту Александра в 1816 году, когда башня эта, взорванная Наполеоном, восстанавливалась архитектором Бове. Этот орёл также металлический.
Самый молодой орёл на Боровицкой башне. Он навешен в 1817 году...
...Их было четыре, они блестели секирами палачей. Их хищный клёкот слышала вся необъятная страна. В цепких, когтистых лапах своих они несли царские эмблемы - скипетр и державу.
По осенней распутице везли из дальних воеводств в Москву закованных в цепи людей. На них были не только ножные и ручные кандалы, - шеи их оттягивали тяжёлые, окованные железом деревянные колодки. Бежать не возможно! За кандальниками тянулись подводы с плачущими жёнами и детьми. Так везли в Москву "работных" людей, "котельных дел мастеров", которые будут клепать и сваривать медные орлы для кремлёвских башен. Если работные сбегут, закуют в колодки их жён и детей. Для этого и везли вслед за мастерами их семьи.
Для навешивания готовых орлов на башенные шпили "окликали" смельчаков и умельцев на базарах и на церковных папертях. Смельчаки и умельцы не шли. Не хотели рисковать головой за медные царские гроши. Тогда брали из тюрем арестантов и гнали их на Кремлёвские башни вешать орлы. Неумелые, ослабевшие от голодовки "тюремные сидельцы" надрывались, калечились, срывались с башен, гибли. Но кнутом, батогом, мушкетным прикладом сгонялись к подножию башен новые группы обречённых...
*  *  *
Орлы были сняты. Орлы на Троицкой и Спасской башнях были сделаны из красной позолоченной меди, на Никольской и Боровицкой - из кровельного железа. Склёпаны они очень грубо. Крылья их и короны простреляны пулями октябрьских боёв. Штыри еле-еле выдерживали груз орлов. Почти все орлы склепаны намертво. Лишь на Троицкой башне орёл свинчен болтами из отдельных частей. Он снят частями. Труднее всего было спускать крылья, из которых каждое весило 15 пудов. Цельно клёпанные орлы снимались с помощью специальных кранов.
* * *
Вместо орлов были изготовлены 4 звезды. Каркас звезды на Никольскую башню был изготовлен
из эластичной и нержавеющей стали, сваренной электросваркой. На каркас наложены покрытые позолотой лисы красной меди. С обоих сторон звёзды изображение серпа и молота, украшенное уральскими самоцветами.
Размеры звезды внушительны, Её диаметр (так же как и других звёзд) - около 5 метров,
толщина - 1,5 метров, длина молота - 2 метра, общий вес - 1500 кг. Для того чтобы уменьшить сопротивление ветру, звезда может поворачиваться на шарикоподшипниках по направлению воздушного потока.
На Троицкой башне кремлёвской стены была установлена одна из наиболее сложных конструкций. От центра звезды к её вершине тянулись гигантские колосья. Длина каждого колоса - около 2,5 метров, весит он больше 30 кг. Каркас звезды, из нержавеющей стали, покрыт медной золочёной облицовкой. Колосья из позолоченной красной меди.
Звезда для Спасской башни имела две окантовки с просветом между ними. От центра эмблемы к вершинам звезды разбегались пучки медных, покрытых золотом лучей.
Каркас звезды для Боровицкой башни был изготовлен из хромомолибденовых труб с узлами из хромомолибденовой стали. Поверхность каркаса омеднена и покрыта матовым золотом. На каркас наложены контуры двух больших звёзд широкого профиля, внутри их концентрический вписаны ещё 4 звезды постепенно уменьшающейся величины. Все они сделаны из красной меди и покрыты полированным золотом.
Отделка самоцветов для звёзд вызывает подлинное восхищение. Каждый камень обработан отдельно, шлифован, огранён, тщательно вделан в герметическую, позолоченную сверху, сплошную оправу. Каждый камень отдельно привёртывается к серебряной пластине серебряным болтиком.
Всего в звёзды вложено 10000 камней. Их гранили и отделывали лучшие ювелиры страны. Для звёзд Кремля Урал прислал чудесные аметисты, дымчатые топазы, аквамарины, хризолиты, бериллы, прозрачный горный хрусталь
* * *
1 сентября ограночный цех Свердловской гранильной фабрики по постановлению Совнаркома и ЦК партии начал огранку самоцветов для кремлёвских звёзд!
Цех тесно заставлен станками. Они похожи на небольшие письменные столы, только попроще и посуровее. На них слоями насела тончайшая пыль, "драгоценная" пыль бесчисленных огранённых камней - смоляков и кровавиков (чёрных и красных горных хрусталей), изумрудов, топазов, аквамаринов, турмалинов.
И до чего же примитивны эти станки! Прошедшие столетия изменили ли в них хоть какой-нибудь винт, гайку, колесо? А нужно ли и возможно ли это? Можно ли изменить что-нибудь в этом инструменте, предназначенном для тончайшей и точнейшей, как операция сердца или мозга, работы?
На правой стороне столика имеется небольшая ручка. Она очень похожа на ручку лиры украинских слепцов-кобзарей. Ручка эта вращает под столом колесо диаметром сантиметров в тридцать. От него идёт верёвка или ремешок - привод к колесу меньшего размера. Гранильщик, вращая ручку, вращает большое колесо, делающее от 50 до 60 оборотов в минуту. От большого колеса энергия по приводу передаётся меньшему колесу, делающему 400 - 500 оборотов в минуту, необходимой для огранки камня. Колесо это корундовое, свинцовое или оловянное. 
На нём и производится огранка камня.

За этими станками работали деды, передали их сыновьям, а теперь гранят на них внуки.
Здесь есть настоящие, "природные", как они себя называют, гранильщики, работающие по много десятков лет. Их спины ссутулились над огранкой многих тысяч камней. Миллионные ценности прошли через их руки. Горный хрусталь на Урале добывают в Березовских копях и в Реже. Для начала хрусталь режется на куски нужного размера. Затем на корундовом круге камень-сырец обтачивают грубо, приблизительно. Так на грубо отёсывает столяр для какой-нибудь поделки деревянную болванку. Впрочем, этот первичный процесс так и называется - оболванка камня.
Горный хрусталь принял приблизительную форму. Но он ещё мутен, как вода, слегка разбавленная молоком. Однако чувствуешь, что где-то здесь, совсем близко, таится его сверкающая глубина.
Оболваненный камень, с гранями еле-еле намеченными, всургучивается в шпульку. Это кусок дерева, похожий на вставку для пера, но раза в три толще. На тонком конце шпульки имеется углубление, куда вставляется камень и заливается сургучом. Всургученный камень сидит в шпульке крепко, не дрогнет, не сдвинется, не шелохнётся.
До сих пор было грубое ремесло. Теперь начинается высокое и тонкое мастерство.
Гранильщик кладёт правую руку на ручку колеса, начинает вращать его, а левую руку со шпулькой подносит к свинцовому диску.
Диск смазан разведённым в воде трепелом, инфузорной землёй. Мельчайшие брызги трепела, как пыль, как тонкая паутина, ложатся не руки, на лицо гранильщика. И видишь только губы, плотно сжатые в нечеловеческом внимании. Неосторожный рывок правой руки, неловкий нажим левой - и камень испорчен.
Вторая стадия, наиболее ответственная, называется разбивкой граней. После неё камень получает окончательную форму. Камень оживает, сверкает и искрится.
После разбивки граней ("бриллиантовой" огранкой) камни полируются на оловянных дисках. Затем их взвешивают на точных весах, пересчитывают поштучно, записывают во многие толстенные бухгалтерские книги и отправляют в Москву. 2000 камней огранила для Кремля Свердловская гранильная фабрика, огранила тщательно, художественно...
=Мезорда=
(из журнала "Уральский следопыт")
№ 9 1935 год
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

поделиться